Режим чрезвычайной ситуации: чем от отличается от военного положения и чрезвычайного положения и что он сулит жителям Донбасса?


В понедельник 26.01.2015 г. Кабинет Министров Украины принял распоряжение о введении режима чрезвычайной ситуации на территории Донецкой и Луганской областей

В своём выступлении Премьер-министр Украины Арсений Яценюк отдельно сделал акцент, что это решение следует не путать с введением чрезвычайного положения либо военного положения.

Чем же разнятся эти три режима, и к чему следует быть готовыми жителям Донбасса и остальной территории Украины?


1. Все три режима регламентируются разными нормативно-правовыми актами.

1.1. Режим чрезвычайной ситуации регулируется Кодексом гражданской защиты Украины

1.2. Режим чрезвычайного положения регулируется Законом Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения»

1.3. Режим военного положения регулируется Законом Украины «О правовом режиме военного положения»


2. Все три режима имеют разные, хотя иногда и похожие основания для введения.

2.1. Режим чрезвычайной ситуации устанавливается в случае возникновения угрозы жизни или здоровью населения, большого количества погибших и пострадавших, нанесения значительных материальных убытков, а также невозможности проживания населения на такой территории или объекте, ведения на ней хозяйственной деятельности.

2.2. Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой другими способами невозможно.

Чрезвычайное положение может быть введено в случае:

1) возникновения особенно тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (стихийного бедствия, катастроф, особо крупных пожаров, применение средств поражения, пандемий, панзоотий т.п.), создающие угрозу жизни и здоровью значительных слоев населения;

2) осуществления массовых террористических актов, сопровождающихся гибелью людей или разрушением особо важных объектов жизнеобеспечения;

3) возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, блокирования или захвата отдельных особо важных объектов или местностей, что угрожает безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления;

4) возникновения массовых беспорядков, которые сопровождаются насилием над гражданами, ограничивают их права и свободы;

5) попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия;

6) массового перехода государственной границы с территории сопредельных государств;

7) необходимости восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти.

2.3. Военное положение вводится в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, её территориальной целостности.


3. Режим чрезвычайной ситуации имеет порядок введения, отличный от порядка введения режимов военного и чрезвычайного положений.

3.1. Режим чрезвычайной ситуации устанавливается по решению Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской или Севастопольской городских государственных администраций в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

3.2. Чрезвычайное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится Указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины в течение двух дней с момента обращения Президента Украины.

До введения чрезвычайного положения по основаниям, предусмотренным пунктами 2 – 7 части второй статьи 4Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» (упомянуты в п. 2.2. данной заметки) Президент Украина обращается через средства массовой информации или иным способом к группам лиц, организаций, учреждений, которые являются инициаторами или участниками действий, которые могут быть поводом для введения чрезвычайного положения, с требованием прекратить свои противоправные действия в течение установленного в обращении срока и предупреждением о возможности введения чрезвычайного положения.

В условиях, требующих неотложных мер по спасению населения или недопущения гибели людей, чрезвычайное положение может быть введено без предупреждения.

Предложения о введении чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях Президенту Украины подаёт Совет национальной безопасности и обороны Украины. В случае необходимости введения чрезвычайного положения по основаниям, предусмотренным пунктом 1части второй статьи 4 Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» (упомянут в п. 2.2. данной заметки), предложения о его введении подает Кабинет Министров Украины.

Введение чрезвычайного положения на территории Автономной Республики Крым или в отдельных ее местностях может инициировать Верховная Рада Автономной Республики Крым.

3.3. Военное положение в Украине или в отдельных её местностях вводится Указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины в течение двух дней с момента обращения Президента Украина.

Указ Президента Украины о введении военного положения, утвержденный Верховной Радой Украины, немедленно объявляется через средства массовой информации.

Предложения о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях Президенте Украины подает Совет национальной безопасности и обороны Украины.


4. Содержание мер режима чрезвычайной ситуации не предусматривают как таковых ограничений гражданских прав, в отличии от мер режимов чрезвычайного и военного положений.

4.1. Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с законом могут привлекаться Вооруженные Силы Украины, другие военные формирования и правоохранительные органы специального назначения, образованные в соответствии с законами Украины.

В случае привлечения граждан к осуществлению мероприятий гражданской защиты, связанных с риском для их жизни и здоровья действует принцип добровольности.

Граждане Украины обязаны соблюдать правила поведения, безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях; в случае возникновения чрезвычайной ситуации до прибытия аварийно-спасательных подразделений принимать меры для спасения населения и имущества.

Граждане Украины имеют право на участие в работах по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в составе добровольных формирований гражданской защиты; получение заработной платы за работу по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в случае привлечения к таким работам по трудовым договорам; социальную защиту и возмещение в соответствии с законодательством вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций или проведения работ по предотвращению и ликвидации последствий.

4.2. Указом Президента Украины о введении чрезвычайного положения в интересах национальной безопасности и общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или уголовных правонарушений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей на период чрезвычайного положения могут быть приняты следующие меры:

1) установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где вводится чрезвычайное положение;

2) ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

3) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства;

4) запрет проведения массовых мероприятий, кроме мероприятий, запрет на проведение которых устанавливается судом;

5) запрет забастовок;

6) принудительное отчуждение или изъятие имущества у юридических и физических лиц.

В случае введения чрезвычайного положения в связи с возникновением особенно тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, создающие угрозу жизни и здоровью значительных слоёв населения, кроме этих мер могут осуществляться и иные, в целом аналогичные мерам правового режима военного положения.

4.3. В Украине или в отдельных её местностях, где введено военное состояние, военному командованию предоставляется право вместе с органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления, а если это невозможно, – самостоятельно вводить и осуществлять такие меры правового режима военного положения:

1) вводить трудовую повинность для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных за предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и военного времени с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера, которые возникли в период действия военного положения, и их последствий, и привлекать их в условиях военного положения к общественно полезных работ, которые выполняются для удовлетворения нужд Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и сил гражданской защиты, обеспечение функционирования национальной экономики и системы обеспечение жизнедеятельности населения и не нуждаются, как правило, в специальной профессиональной подготовке работников. работникам, привлечённым к выполнению общественно полезных работ, по окончании таких работ предоставляется предыдущая работа (должность), а в случае её отсутствии – другая равноценная работа (должность) на том же или, с согласия работника, на другом предприятии, в учреждении, организации;

2) использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде;

3) изымать для временного использования необходимое для нужд обороны имущество министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, территориальных общин, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и граждан, в том числе в соответствии с Положением о военно-транспортной обязанности – транспортные средства, сооружения, машины, механизмы, оборудование и другие объекты, связанные с обслуживанием транспорта, и выдавать об этом соответствующие документы установленного образца;

4) устанавливать охрану важных объектов национальной экономики Украины, которые обеспечивают жизнедеятельность населения;

5) вводить комендантский час (запрет пребывания в определенный период суток на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений), а также устанавливать специальный режим светомаскировки;

6) устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движение транспортных средств;

7) проверять документы у граждан, а в случае необходимости проводить досмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан, за исключением ограничений, установленных Конституцией Украины;

8) в порядке, определённом Конституцией и законами Украины, ставить вопрос о запрете деятельности политических партий, общественных организаций, если она угрожает суверенитету, национальной безопасности Украины, ее государственной независимости и территориальной целостности, жизни граждан;

9) осуществлять контроль за работой предприятий связи, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, театральных, концертно-зрелищных и других предприятий, учреждений и организаций культуры, использовать местные радиостанции, телевизионные центры и типографии для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и населения; регулировать работу гражданских телерадиоцентров, запрещать работу любительских приемо-передающих радиостанций личного и коллективного пользования и передачу информации через компьютерные сети;

10) в случае нарушения требований или невыполнение мер правового режима военного положения изымать у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан радиопередающего оборудования, телевизионную, видео- и аудиоаппаратуру, компьютеры, а также в случае необходимости другие технические средства связи;

11) запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе;

12) изымать у граждан огнестрельное оружие и боеприпасы, холодное оружие, а у предприятий, учреждений и организаций также учебную и боевую технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества;

13) запрещать призывникам и военнообязанным изменять место жительства без ведома военного командования;

14) устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность с расквартирования военнослужащих и размещения воинских частей, подразделений и учреждений;

15) устанавливать порядок использования хранилищ, сооружений и других объектов для защиты населения, а также для удовлетворения нужд обороны;

16) проводить эвакуацию населения из мест и районов, опасных для проживания, а также предприятий, учреждений, организаций и материальных ценностей, имеющих важное государственное, хозяйственное и культурное значение;

17) вводить в случае необходимости нормированное обеспечение населения основными продовольственными и непродовольственными товарами, лекарствами;

18) отстранять от должностей руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, назначать исполняющих обязанности руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций;

19) принудительно отчуждать или изымать имущество у юридических и физических лиц для нужд обороны.


Таким образом установление в Луганской и Донецкой областях режима чрезвычайной ситуации не чревато для населения существенными ограничениями гражданских прав, а напротив предоставляет дополнительные гарантии по защите жизни и здоровья.

Дата статьи: вторник, 27 января 2015 г.

0 коммент.:

Отправить комментарий

^ Наверх