Кто имеет право федерализировать Украину?



В последнее время началась новая волна заявлений о необходимости федерализации Украины. В связи с этим хотелось бы дать небольшую политико-правовую заметку по этому поводу.

Украина, согласно части 2 статьи 2 Конституции Украины, является унитарным государством. Общая теория государства и права определяет унитарное государство, как государство, состоящее из административно-территориальных единиц, лишённых признаков государственности.

Это означает, что в унитарное государство имеет единую систему законодательства, налогообложения и государственных органов. При этом это не мешает существовать унитарным государствам с автономными образованиями (Украина, Китай, Испания).

Наличие федерального устройства автоматически не означает более справедливое распределение доходов-расходов между субъектами федерации (яркими тому примерами является Сибирь в составе РФ , и Бавария в составе ФРГ). Кроме того, это не значит, что федерация не может быть централизованной, и должность «губернатора» субъекта федерации обязательно должна быть избираемой (опять же таки, ярким примером последнего является Россия).

В корне неправильным будет полагать, что федеральное устройство Украины решит какие-то её проблемы, либо хотя бы понизит уровень социального напряжения в обществе. Большинство федераций становились таковыми за счёт объединения под эгидой единого центра различных государственных образований. Разбирая истоки образования, например, Федеративной Республики Германии мы не можем не вспомнить существование так называемой Священной Римской империи – лоскутного одеяла, сотканного из множества отдельных княжеств и вольных городов, подчинявшихся императору зачастую лишь номинально. В замечательном фильме «Небо над Берлином» склонность к определённой раздробленности называют национальной чертой немцев: «Каждый домовладелец, или, даже, жилец, выставляет табличку со своим именем, как герб, и изучает бумаги, как мировой лидер. Немецкий народ поделён на столько государств, сколько в нём людей…».

И если объединение в одно государство различных субъектов (особенно перед лицом агрессора, как в случае объединения кантонов в Швейцарский союз) является закономерным и логичным, то территориальная раздробленность Украины (не имеющей в целом сильных традиций местного самоуправления, аналогичных европейским) является неконструктивной и ни к чему хорошему не приведёт. При лучшем варианте развития событий просто возрастёт засилье местных властей, которое окончательно превратит олигархов в неофеодалов. В худшем случае, Украину растащат по частям (потере Крыма способствовала не только его естественная географическая изолированность и дислокация в нём постоянного контингента российских войск, а и его определённая квазигосударственность – наличие собственной Конституции, парламента и правительства).

Что касается предоставления Донбассу какого-то особого статуса, то таковой статус и так был предоставлен ему Законом Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», который до сих пор остаётся действующим, несмотря на то, что большинство его положений не реализованы из-за несговорчивости со стороны так называемых ДНР и ЛНР.

Говоря о наличии у господина Порошенко (не говоря уже о Меркель, Олланде и Путине) права определять территориальное устройство Украины, стоит отметить, что этот вопрос относится к исключительной компетенции народа Украины.

В частности, статья 156 КонституцииУкраины предусматривает особый порядок внесения изменений в раздел I "Общие положения" Конституции Украины, в котором последнее слово остаётся за народом Украины, который должен утвердить подобные изменения всеукраинским референдумом:

«Законопроект о внесении изменений в раздел I "Общие положения", раздела III "Выборы. Референдум" и раздела XIII "Внесение изменений в Конституцию Украины" подаётся в Верховную Раду Украины Президентом Украины или не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украина и, при условии его принятия не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины, утверждается всеукраинским референдумом, который назначается Президентом Украины.

Дата статьи: суббота, 7 февраля 2015 г.

0 коммент.:

Отправить комментарий

^ Наверх